Микрообучение в образовании: почему это популярно и эффективно?

Образовательные технологии

Один из главных вопросов, который волнует сегодняшних специалистов образования в онлайне – какие способы (формат) обучения использовать, чтобы вовлечь в процесс как можно больше учеников и достичь высоких показателей. В этом плане свою эффективность показало микрообучение, однако использовать его можно не всегда, а только при изучении отдельных несложных тем. 

Поговорим о появлении и развитии микрообучения, какие имеет преимущества и недостатки, когда можно добавить в онлайн-курс (а когда лучше этого не делать), дадим рекомендации по работе с микрообучением авторам и владельцам онлайн-школ, а также сделаем обзор на популярные платформы для микрообучения.

Микрообучение: понятие, историческая справка и польза формата

Наверняка, вы уже догадались из самого названия, что микрообучение используется в онлайн-образовании, когда необходимо разбить объемный материал на несколько тем поменьше для лучшего восприятия и запоминания учениками, при этом большое значение имеет регулярное повторение информационных блоков.

Каким по времени должен быть один микроурок (это может быть обучающий видеоролик, текстовое задание, тест и т.д.)? Мнения экспертов на этот счет разнятся, но в общем можно сказать, что на прохождение одного такого материала у ученика должно уходить от 1 до 5-10 минут. 

В последние годы микрообучение прочно вошло в дистанционное образование, как формат, дающий положительные результаты. Впервые о малых форматах обучения заговорил один из основоположников когнитивной психологии Джордж Миллер. В своем исследовании 1956 года «Магическое число семь плюс-минус два» ученый приводит свое наблюдение над памятью человека. Оказывается, люди способны одновременно запоминать семь информационных элементов (плюс-минус два).

Ученые доказали пользу микрообучения

До того как ученый мир заговорил о микрообучении наблюдения над памятью проводили и другие исследователи. Например, немецкий исследователь Герман Эббингауз сформулировал теорию о кривой забывания, в основу которой ученый положил эксперименты над своей памятью.

Результаты экспериментов были описаны в 80-х гг. ХХ века:

  • более 50% информации ученики не помнят через 20 мин. после завершения занятия;
  • менее 40% остается в памяти через 9 часов;
  • проходит месяц, и ученики способны воспроизвести только 24% полученных знаний.

Эббингауз оставил результаты своих наблюдений на графике, именуемом «кривая забывания». Несколько лет спустя исследования Эббингауза повторили ученые из Германии (1991 г.) и Нидерландов (2015 г.).

Как бороться с забыванием? Секрет кроется в периодическом повторении материала через определенные временные интервалы. Основой микрообучения и стали такие регулярные повторения.

Сегодня качественно закрепить знания помогают специальные мобильные приложения и тренинги, использующие данный подход. Преимущество для учеников в том, что они сами могут выбрать комфортный для себя темп и возвращаться к пройденным темам. Повторяя информацию, ученик укрепляет в мозге нейронные связи, и через некоторое время его знания из краткосрочных трансформируются в долгосрочные.

Пользу занятий малого формата также доказали современные исследователи. В Дрезденском техническом университете прочитали текст из 8 глав двум группам. Первой группе было предложено ответить по одному вопросу после каждой главы, а второй группе – на восемь вопросов после прочтения всех глав. В первом случае результат оказался на 28% эффективнее.

Такой подход хорошо влияет и на мотивацию. Технологическая компания из США Software Advice опросила 385 своих работников, как они отнесутся к корпоративному курсу, если занятия будут небольшими. 58% сотрудников посчитали, что это даст высокие результаты, а 31% проявили нейтралитет к предложенному формату. Негативно к коротким урокам отнеслись всего 11%.

Особенности микрообучения

Как правильно организовать микрообучение и какие методы использовать? Рассмотрим несколько зарекомендовавших себя подходов:

Видео

Короткие обучающие видео благоприятны для восприятия и запоминания, ими легко обмениваться, и они удачно вписываются в микрокурс. В докладе State of Video in Education 2019 («Состояние видеоконтента в образовании в 2019 году»), который предложила компания Kaltura, говорится о высоких результатах видеоуроков в онлайн-образовании. Такую позицию проявили 82% опрашиваемых из 1400 специалистов образовательной сферы. А 91% сказали о повышении показателей учащихся после внедрения в процесс элемента видео.

Приложения

Исследования App Annie в области состояния мобильной связи, которые проводятся ежегодно в мире, говорят о рекордном скачивания приложений для смартфонов в 2020 г. – 218 млрд. раз! Востребованность мобильных приложений привела к разработке специальных платформ для организации и проведения малых занятий. В онлайн-образовании представлено много различных предложений для обучения: от 3D-моделирования до игры в покер.

Игры

Статистика 2020 г., сформированная на основании участия в эксперименте 365 учеников, доказывает, что игровые элементы улучшают результаты студентов на 35%. В микрообучение легко интегрируются квесты, деловые игры, головоломки и др.

Инфографика

Большинство учеников лучше воспринимают тему, если она подкреплена наглядными материалами, а обеспечить наглядность помогает инфографика. Если это возможно на уроке или внутри домашнего задания, то лучше использовать не объемные тексты, а, например, схему, график или диаграмму.

Социальные сети

Более 3,5 млрд. населения Земли зарегистрированы в социальных сетях. Современные технологии позволяют использовать платформы для микрообучения на базе социальных медиа. Это удобно для людей и позволяет им быстро изучить ту или иную тему, так как в телефон можно зайти в любое удобное время.

Где используется малый формат обучения?

Там, где нужно донести до аудитории информацию быстро, используется микрообучение. Где же целесообразно применить данный подход?

Обучение сотрудников компании

Большие организации, работающие с законами, НПА, развивающие свою внутреннюю политику используют обучение комплаенс. Это сложный процесс, такое обучение должно проводиться регулярно, поэтому руководители используют микрообучение, чтобы сэкономить время и обучить оперативно. 

Повышение квалификации специалистов

Это тоже разновидность обучения внутри компаний, когда необходимо актуализировать знания персонала и обучить их новым функциям. К популярным темам, которые можно реализовать в малом формате относится бухгалтерский учет, обучение менеджеров и операторов, работа с клиентами, обязанности управленцев и т.д.

Обучение клиентов

Данный принцип ложится в основу дистанционных проектов и онлайн-школ в частности, когда нужно обучить свою аудиторию, передать им знания и сформировать навыки, которые смогут применить в жизни. 

Онлайн-курсы в микроформате помогают рассказать о продукте и его пользе, презентовать услуги. В ходе таких занятий закрываются вопросы клиентов, которые появляются на начальном этапе. Дается чек-лист или практическое руководство для использования, а если какие-то вопросы у клиента остаются, то он сможет обратиться в техподдержку или написать в форму для обратной связи.

Какие онлайн-проекты могут использовать микрообучение клиентов:

  • в которых сложная учебная программа;
  • в процессе обучения нужно сформировать иное поведение аудитории;
  • продукт постоянно развивается и его нужно постоянно актуализировать;
  • необходима комплексная поддержка продукта.

Какие ошибки встречаются в микрообучении среди онлайн-специалистов?

Некоторые авторы и владельцы онлайн-школ неправильно работают с малыми форматами занятий и в результате теряют учеников и сводят к нулю продажи. Что это за ошибки?

Не прорабатывают контент

Большой информационный блок недостаточно разделить на занятия поменьше (например, длительную лекцию нарезать по 5-10 минут). Каждый элемент должен иметь конкретную идею, уделите внимание цели, которую слушатели должны достичь в процессе усвоения материала в этом фрагменте.

Увлекаются одним форматом

Во время дистанционного обучения следует использовать разные подходы, чтобы повысить динамичность курса. Используйте видео, тексты, рассылайте ученикам чек-листы и практические рекомендации. После изучения материала проведите опрос или тестирование на закрепление знаний. 

Зацикливаются на малых формах

Микрообучение не всегда удачно вписывается в некоторые курсы. Это нужно делать органично и к месту: используйте малые форматы как дополнение к урокам, тренингам. 

Долго выдают микроблоки

Не стоит затягивать с предоставлением микрозаданий. Вовлекайте учеников в процесс как можно чаще, и на основе результатов проводите обратную связь и дорабатывайте слабые места курса.

Забывают проводить анализ 

Если вы используете микрообучение, то регулярно подбивайте статистику, чтобы оценить качество знаний ваших слушателей, эффективность курса, сформированность знаний и навыков у аудитории.

Преимущества дробления занятий

Возможность обучения с мобильных устройств

Сегодняшнее онлайн-образование строится таким образом, что человек (ученик) не привязан к определенному месту. Он может открыть приложение на смартфоне и, находясь в любом месте, прослушать урок или выполнить задание. Главное – доступ в интернет. 

Онлайн-специалисты в сфере образования должны выбрать оптимальную платформу для своего продукта, которая также будет отвечать запросам аудитории.

Экономия времени на создание микроурока и подведение итогов

Короткое занятие не требует много времени на разработку, и его сразу можно отправить ученикам. На основе показателей слушателей можно сделать оперативный анализ ситуации и улучшить курс, актуализировать материал.

Быстро решаются насущные рабочие вопросы

Длительные занятия по 40 и более минут не всегда эффективны. Малые формы хороши тем, что фокусируются на определенной проблеме, которую ученику нужно решить прямо сейчас.

Можно возвращаться к уроку при необходимости

Ученики могут в любое удобное время заново пересмотреть урок с мобильного устройства и закрепить полученные знания или вспомнить некоторые важные моменты занятия. 

Концентрирует внимание слушателей

Небольшие занятия запоминаются у людей на 20% лучше, чем большие форматы. А само обучение через приложения на мобильных устройствах повышает процент учащихся, дошедших до конца урока. 

Достигаются практически сиюминутные результаты

Короткие уроки зачастую переплетены с практикой, что максимально оттачивает у слушателей необходимые умения. Человек сразу может попробовать применить полученные знания в жизни и оценить результат.

Недостатки микрообучения

Использование малых форматов занятий в дистанционном образовании нельзя расценивать как универсальный прием, потому что не всегда они благоприятно вписываются в концепцию онлайн-школы. 

Не подходит для глубокого изучения материала

Небольшие формы эффективны при изучении простых тем. Например, микроуроки помогут разобраться в основах иностранного языка, но такую масштабную тему как зарубежная литература с помощью них изучить невозможно.

Не подходит для изучения многоступенчатых концепций

Сложные концепции также не получится передать с помощью микрозанятий. Их придется дробить на более мелкие фрагменты, что займет у онлайн-преподавателя много сил и времени. Сосредоточенность на отдельных точках лишает возможности воспринимать картину полностью.

О вышеназванных недостатках говорит Никос Андриотис – специалист по обучению с помощью инновационных технологий. 

Как организовать эффективное микрообучение?

Создавая курс, основанный на коротких форматах, придерживайтесь следующих стратегий:

Определите цель проекта

Проанализируйте, какие навыки должны быть сформированы у аудитории по итогам курса. Разработайте микроуроки, которые эти самые навыки проявят у ваших учеников.

Убедитесь, что вашему курсу нужен микроформат

Вы должны понимать, что тема ваших занятий может быть раскрыта с помощью небольших уроков. Что они органично вписываются в концепцию и подходят слушателям. Для объемных тем такой формат может не подойти.

Делитесь исследованиями по теме

Малые элементы занятий эффективны, когда они подкреплены исследовательскими материалами. Такие исследования должны помогать вашим клиентам решать реальные жизненные задачи.

Соблюдайте преемственность

В обучении должны быть поставлены короткие цели, которые постепенно перерастают в глобальные цели. Проводите занятия от простого к сложному, чтобы постепенно формировать у аудитории необходимые навыки.

Работайте над качеством продукта

Чем лучше вы проработаете контент, тем в дальнейшем меньше времени займут его корректировки и заполнение пробелов. Даже самый мелкий элемент должен быть проработан на 100%, чтобы ученики чувствовали пользу и могли применить его на практике (ролики, аудио, игры, тексты и т.д.).

Используйте различные подходы к подаче материала

В ходе учебного процесса применяйте разные стратегии, чтобы заинтересовать аудиторию и удержать внимание. Устраивайте регулярную проверку знаний и оценивайте работу учащихся, чтобы повысить их вовлеченность. Сопровождайте уроки медиафайлами, схемами, таблицами и т.д.

Выберите оптимальную мобильную платформу

Ваши ученики должны иметь возможность посмотреть урок в любое удобное время с телефона и выполнить задание, так вы увеличите «дохождение» каждого участника до конца курса.

Создайте благоприятную рабочую среду

Слушатели должны взаимодействовать друг с другом в процессе микрообучения и делиться опытом и знаниями. Создайте для них такую атмосферу.

Не забывайте об игровых элементах

Выше мы уже поговорили о пользе геймификации. В игровой форме взрослые лучше воспринимают и запоминают материал, поэтому, если это возможно, внедрите в курс интерактив.

Используйте систему поощрения

Призы, бонусы, скидки могут отлично замотивировать слушателей пройти обучение малого формата.

Дайте ученикам другие ресурсы для изучения темы

Некоторые ваши слушатели в процессе микрообучения захотят углубиться в материал и изучить его более детально. Предоставьте им дополнительные ресурсы: ролики, статьи и др.

Не загружайте мозг слушателям большими информационными блоками

Придерживайтесь такой позиции – в одном коротком уроке должен быть проработан один навык. Если будете пытаться насытить занятие прокачиванием нескольких навыков сразу, то это не принесет пользы.

Ведите социальные сети онлайн-проекта

Социальные сети подходят не только для привлечения аудитории, рекламных кампаний, но и как площадка для дискуссий ваших учеников. Это может быть закрытый чат в ВК или клуб по интересам в Телеграм.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно представить микрокурс примерно так:
Модуль № 1. Короткое введение в тему.
Модуль № 2. Небольшой ролик или статья по теме.
Модуль № 3. Дополнительное видео или статья, шире раскрывающие суть контента.
Модуль № 4. Интерактив, закрепление материала, обсуждение в чате.
Модуль № 5. Интерактив, закрепление знаний, анализ активности в соцсетях для повышения продуктивности курса.

Мобильная платформа для обучения Talent Rocks

Микрообучение можно запустить на базе мобильной платформы Talent Rocks. Разработчики предлагают использовать онбординг, выстроить общение учеников внутри платформы, проводить уроки в мобильном формате.

С помощью сервиса можно развивать и прокачивать навыки клиентов, проводить непрерывное обучение, создавать тесты и проверять пройденный материал.

В уроки можно добавлять элементы геймификации, чтобы повысить интерес аудитории к занятиям.

Онлайн-преподаватель может использовать push-уведомления, чтобы ученики были на связи и не пропускали уроки.

На платформе можно создать внутренний чат, где ваши клиенты будут дискутировать по теме и делиться опытом.

Прямо на платформе можно контролировать весь процесс обучения и анализировать результаты аудитории. У преподавателя будет свой кабинет, где он сможет наблюдать за статистикой и результатами.

Есть возможность создать дизайн своего проекта, а не пользоваться сторонними решениями. 

Разработчики предлагают оценить возможности системы в тестовом режиме бесплатно, для этого нужно будет заполнить соответствующую форму на регистрацию.

Сервис для микрообучения Lesson Delivery

С помощью ресурса Lesson Delivery вы сможете оповещать своих учеников о предстоящих занятиях в мессенджере Телеграм. Благодаря виртуальному помощнику – боту вы сможете выстроить структуру материала и в нужной последовательности предоставлять его своим ученикам.

Чтобы пользоваться этим сервисом, не нужно иметь образование программиста. Занятия легко делятся на этапы, а система предоставляет отчеты по результатам.

Если у онлайн-преподавателя, который разрабатывает миникурс, есть помощники, то он может предоставить им доступ к умному боту для совместной работы.

Через Телеграм-бот можно передавать материалы в любом формате mp3, pdf, zip, xlsx и др.

С помощью умного бота можно организовать прием оплаты от ваших клиентов. При этом валюту выбираете вы сами из списка возможных.

В сервисе есть несколько тарифов от бесплатного до подписки «Бизнес», поэтому каждый онлайн-специалист сможет выбрать удобный для себя пакет услуг. 

Подводим итоги

Микрообучение в онлайн-образовании следует использовать с умом, ведь не для каждого курса оно подходит. Удачно, если малые формы вписываются в ваш контент. Они помогут привлечь в проект больше слушателей, давать качественные знания, увеличить запоминаемость материала. Ваши ученики смогут сразу применять полученные знания на практике.

Если ваш продукт сложный и многоуровневый, то разбейте материал на несколько микроуроков и сочетайте их с традиционными лекциями и вебинарами.

Если статья была для вас полезной, то не забудьте ее оценить. Быть в курсе последних новостей онлайн-образования и первым узнавать о выходе новых статей на сайте вы можете, подписавшись на Телеграм-канал для специалистов в области EdTech.

Оцените статью
EdTech
Добавить комментарий