EdTech: что это такое, и в чем ключевое отличие от инфобизнеса?

Образовательные технологии

Термин EdTech часто применяют, когда говорят об онлайн-образовании, но это неправильно. Первое понятие – более глобальное, и помимо образования в онлайне, оно включает в себя методологическую и технологическую основу, то есть те сервисы и инструменты, которые используются при проведении дистанционных занятий.

В статье поговорим, в чем разница между EdTech и инфобизнесом, какая из этих сфер наиболее привлекательная для инвестиций, какие проблемы есть в онлайн-обучении. А также узнаете, какие десять крупнейших российских компаний входят в рейтинг самых популярных сегодня в EdTech.

Что такое EdTech и история появления

Цифровое образование – это довольно сложное направление, которое появилось относительно недавно и получило колоссальный толчок из-за пандемии. Его не нужно понимать плоско и однозначно как просто уроки в онлайн-школе. Чтобы все это работало, нужно совместить много критериев – технических, информационных, кадровых и т.д. Также не следует путать понятия «техническая платформа» и «контент-проект».

Английское словосочетание Educational Technology мы используем, когда говорим об образовательных технологиях. Сфера EdTech еще только развивается, но уже приобрела популярность среди представителей онлайн-образования.

 EdTech  — это очень прибыльная ниша, поэтому венчурные компании охотно инвестируют в ее различные ответвления и их развитие. Эксперты Startup Barometer, проводившие исследования в области EdTech в 2019 году, по праву отнесли данную сферу в десятку самых  «богатых» по количеству финансовых вложений. 

Еще 5-6 лет назад мало кто слышал или говорил про EdTech. Но за это время образовательные технологии шагнули далеко вперед и стали трендом онлайн-образования. Несколько проектов, которые достигли сегодня высокого уровня, доказывают, что направление крепко стоит на ногах, стабильно и способно масштабироваться и дальше.

Доля мирового рынка онлайн-образования в 2019 г. составляла 205 млрд. долларов при среднегодовых темпах роста – более 10%. И это только небольшая часть всего образовательного рынка, который оценивается в 6,5 млрд. долларов.

Доля российских капиталовложений в сферу EdTech в 2020 году составила порядка 30 млрд. руб., но только 30% этого внушительного объема денежных средств сформировалось благодаря крупным игрокам. Это говорит о том, что рынок образовательных технологий только набирает обороты, и в нем еще есть ячейки, которые могут занять небольшие молодые компании.

Учитывая востребованность направления и рост цифровых образовательных проектов, можно предположить, что в ближайшем будущем на сцене появится много игроков в поисках инвестиций. Инвесторы, в первую очередь, должны будут решить вопрос о перспективности стартапов по EdTech. В связи с молодостью ниши это будет сделать не так просто. Бизнес-модели, которые уже показали свою эффективность, до сих пор не имеют сформированную базу качественных исследований и статистики.

Понятие EdTech по сей день не имеет четкой трактовки, поэтому его часто путают с онлайн-образованием, хотя между ними есть существенная разница, и уравнивать их недопустимо. 

По пространству образовательных технологий гуляет еще такое понятие, как «инфобизнес». В нашей стране оно имеет отрицательный акцент, хотя за рубежом к информационным продуктам относятся весьма лояльно, они перспективны и являются хорошим и стабильным источником заработка.

В связи с этим назрел актуальный вопрос: в чем разница между платформами EdTech и образовательными информационными проектами. Между этими направлениями, безусловно, есть отличие, и каждое из них имеет свою индивидуальную форму. Будем разбираться.

EdTech и инфобизнес: ключевые отличия

EdTech – это широкое понятие, которое решает технологические задачи дистанционного образования. Образовательные технологии напрямую связаны с созданием оборудования и использованием гаджетов (школьные доски, планшеты), разработкой программного обеспечения (например, 3D-тренажеры для летчиков, нефтяников, хирургов). Однако само онлайн-обучение занимает подавляющее пространство в сфере EdTech. В свою очередь, онлайн-образование состоит не только их технологических сервисов и платформ, но и из информационных, которые принято называть инфобизнесом.

Разница между EdTech и инфопроектами хорошо просматривается на практике и проявляется в следующих моментах:

Инфобизнес – это, в большинстве случаев, контент-проекты. Они состоят из информационной базы, на которую есть спрос у целевой аудитории. Проще говоря, это тема, которую хочет изучить пользователь и готов за обучение платить деньги. В инфобизнесе успешно продаются материалы и различные доступы по обучению: книги, презентации, вебинары, видеоуроки, которые размещены на интернет-ресурсах автора/владельца проекта. 

Но не всегда за контент клиент должен платить. Материалы могут быть бесплатными. Чаще всего такую стратегию инфобизнесмены применяют на старте своего проекта, чтобы прогреть аудиторию, заинтересовать ее своим продуктом или услугами. И все действия выстраиваются по принципу контент-маркетинга – презентовать и рекламировать продукт/тему/услуги. А затем уже подготовленная и смотивированная клиентская база перенаправляется на платный контент, где тема развита более широко и направлена на развитие практических навыков учащихся.

Среди ярких представителей-практиков этой бизнес-модели можно выделить американского бизнесмена и коуча Энтони Роббинса.

EdTech-платформы – как я уже говорил выше, это более объемное направление. И помимо контента, который является движущей основой инфобизнеса, они включают в себя методику и стратегии организации: учебный процесс в онлайне, обратная связь и поддержка учеников, отслеживание результатов путем применения специальных технологий и т.д. Например, это относится к прорабатыванию индивидуальной дорожной карты ученика на основе его потребностей и интересов. Эту опцию активно предлагают на Учи.ру или Pluralsight.

EdTech-платформы нацелены на успешный результат клиента, а это достигается постоянным мониторингом образовательного процесса. Проще говоря, ученика словно берут за руку и погружают в учебный процесс, проводят его через все этапы, контролируют каждый его шаг, подсказывают и направляют, чтобы на выходе получился конкурентоспособный кадр. 

Достижение практических результатов – это итоговая цель EdTech-платформ: например, сдать ЕГЭ (как в математической онлайн-школе Mindset), получить престижную вакансию через партнерскую программу стажировки (как в Geekbrains).

Чтобы наглядно проиллюстрировать сказанное выше, возьмем примеры из сферы обучения языкам.

Представим, что учитель иностранного языка разработал свой мини-курс и разместил его на своем веб-ресурсе. Это инфобизнес, и высот достигает только небольшое количество таких проектов. Как правило, продажи зависят от раскрученности бренда преподавателя.  Пример EdTech-продукта в этой области — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому языку, но на ней автоматизированы инструменты по анализу ошибок, контроля знаний. Постоянно ведется мониторинг новых студентов и ряд других характеристик. 

Инвестиционные возможности

Инфобизнес

Инфобизнес не настолько популярная сфера для капиталовложений, если сравнивать с EdTech. Инвестор может обратить внимание только на тот информационный проект, где уже успешно проявили себя маркетинговые ходы. Онлайн-школа уже должна чувствовать себя уверенно на рынке, иметь наработанную клиентскую базу, иметь громкую рекламу, чтобы бизнес захотел вливать в нее финансы.  В качестве примера могу назвать онлайн-школу, в которой учат переводить мысли в текст, она называется Free Publicity School – это сообщество единомышленников, которое постоянно увеличивается за счет новых учеников.

Многие же информационные проекты с аналогичным профилем не имеют собственной технологической платформы и методику образовательного процесса, что значительно уменьшает возможности к росту и масштабированию. А ввиду того, что основой проекта является контент, интеллектуальный ресурс их совсем не защищен – материалы можно скопировать и выдавать за свои. К сожалению, такие ситуации нередко встречаются на практике.

Если говорить о преимуществах информационных продуктов, то здесь выгода в большей мере будет для создателей, чем для инвесторов:

  • на начальном этапе не нужны большие финансовые вложения;
  • не требуется много времени на запуск;
  • окупаются за небольшой период времени;
  • для дальнейшей работы не нужна большая команда специалистов.

EdTech

А теперь про сферу образовательных технологий: это перспективное направление, тем более что в последнее время в онлайн перешло много крупных игроков. В связи с этим повышается качество онлайн-образования, а преподавательский состав приобретает экспертные кадры. Люди это понимают, поэтому охотно переходят от классического обучения к обучению в онлайне. Это понимает и классическое образование, которое многие свои процессы автоматизирует, комбинирует с онлайном, использует в классическом формате цифровые сервисы.

 Инвесторы в этой сфере более сговорчивы, потому что их финансирование оправдывается в кратчайшие сроки или обозримом будущем. Это связано с быстрым развитием EdTech в мире и в России, в частности. 

Но кроме быстрого оборота денежных средств, в этой сфере есть и «долгоиграющая» перспектива, характерная для следующих активов:

  • сильная техническая база, с помощью которой происходит автоматизация большого количества операций: регистрация клиентов, разработка методических материалов, планирование образовательного процесса, тестирование и контроль результатов учащихся, разработка заданий и их проверка и т.д.;
  • сильные кадры разной специализации: онлайн-преподаватели и методисты, аналитики, разработчики, рекламщики;
  • грамотные правила и порядок оптимизации продуктовой, технической, методологической аспектов инфобизнеса;
  • работающие механизмы по непрерывному улучшению продукта, взаимодействия с целевой аудиторией.

О технических средствах и проблемах онлайн-обучения

Рассмотрим на примере простых школьников. В начале пандемии практически все классические школы перевели на дистанционный формат обучения. И учителя, и ученики столкнулись с рядом проблем. Необходимость перейти в онлайн появилась резко. Мало, кто ожидал такого поворота событий. А учителя в возрасте, вообще, оказались слабыми пользователями интернета и компьютера.

Постепенно страх перед освоением нового формата прошел, обучение стало комбинированным (стандартное + дистанционное), многие учителя стали разбираться в инструментах и возможностях онлайн-обучения. Но стали поступать жалобы, что ученики не хотят заниматься в онлайне, и им не «заходят» те методы, которые освоил учитель.

Как выяснилось, проблема заключается в том, что учителя возлагают на учеников неоправданные надежды. Резкое появление «удаленки» в школах также привело и к тому, что, во-первых, многим ученикам недоступны технические средства обучения (ТСО), а, во-вторых, они попросту не умеют ими пользоваться. То есть учитель дает задание, которое ученики выполнили бы в «обычной» жизни, но в онлайне у них появляются трудности. А если бы они изначально были оснащены необходимыми ТСО и умели их применять в процессе дистанционного обучения, то и проблем бы таких не возникало.

К техническим средствам обучения относятся:

  • скорость и тип интернет-соединения;
  • типы локальных и мобильных устройств (смартфоны, ноутбуки, компьютеры, планшеты);
  • программное обеспечение и необходимые сервисы или мобильные приложения, на базе которых ведется обучение;
  • гарнитуры (наушники, микрофоны, либо их гибрид);
  • колонки;
  • видеокамеры, чтобы видеть материалы урока;
  • принтеры, сканеры;
  • средства записи и воспроизведения аудио и видео;
  • программы-редакторы (текстовые, аудио, фото, видео);

И это далеко не полный перечень ТСО, потому что периодически в этой области появляется что-то новенькое.

Преподаватель должен быть уверен, что ТСО подходит для его учеников, и они смогут разобраться в их особенностях. Поэтому такие средства должны быть максимально простыми и удобными, чтобы даже ребенок мог освоить. Если для того, чтобы ученик смог усвоить новую тему в онлайне, ему нужно, как минимум, знать основы программирования, то что-то учитель делает неправильно.

Топ-10 крупнейших компаний EdTech

Это рейтинг популярных компаний в сфере образовательных технологий, которые сейчас на слуху и сыграли важную роль в развитии тренда EdTech. Они являются лидерами в российском сегменте дистанционного образования и специализируются на обучении школьников и на онлайн-курсах по digital-профессиям. 

Топ-10 состоит из частных проектов, которые разрабатывают и работают на своих авторских онлайн-площадках. Их совокупный объем в 1-ом квартале 2020 г. составил почти 3 млрд. руб. В сравнении с 2019 г. их места в списке изменились:

  1. Skyeng, увеличение оборота на 29%. Онлайн-школа, которая появилась в России в 2012 г., и специализируется на преподавании английского языка через приложение для телефона или планшета, видеоуроков на сайте, рассылок. 
  2. Skillbox, увеличение оборота на 289%. Образовательный онлайн-проект обучает востребованным онлайн-профессиям, свои знания и опыт передают эксперты-практики. Темы онлайн-курсов: дизайн, маркетинг, программирование и управление.
  3. «Учи.ру», увеличение оборота на 50%. Это цифровая площадка для школьников всех субъектов РФ, где они изучают программу.
  4. «Нетология-групп», увеличение оборота на 54%. В этом проекте представлено 2 направления: «Нетология» — обучение онлайн-профессиям и «Фоксфорд» — обучение школьников среднего и старшего звена.  
  5. GeekBrains, увеличение оборота на 50%. На этом портале ведется обучение онлайн-профессиям, а также гарантируется стажировка и устройство на работу. 
  6. Maximum Education, увеличение оборота на 34%. Программы по образованию и технологии для дополнительного образования учащихся.
  7. GetCourse, увеличение оборота на 72%. Онлайн-платформа, которая проводит обучение для школ, коучей, тренеров в онлайне. Занимается продюсированием онлайн-школ по рисованию, спорту, обучению бьюти-специалистов.
  8. iSpring, увеличение оборота на 35%. Это платформа для разработчиков онлайн-курсов и организации учебных процессов. Компания создает ПО для корпоративных занятий. 
  9. Like Центр, увеличение оборота на 42%. Под этим названием существует объединение EdTech-компании Like Центр и инвестиционный фонд Like.
  10. «Актион-МЦФЭР», увеличение оборота на 58%. Российский медиапроект, выпускающий цифровые и бумажные экспертные издания, инструкции, программы и дистанционные курсы.

В рейтинге свои позиции улучшили проекты, профилем которых является обучение школьников и онлайн-специалистов. Это связано с востребованностью новых кадров на рынке удаленной работы. 

Резюме

Цель настоящей статьи – разобраться и понять, что такое EdTech, как появилось и развивается в нашей стране, почему это привлекательная область для инвесторов. Но самое главное – мы рассмотрели сферу образовательных технологий в сравнении с инфобизнесом. Этот вопрос давно назрел, потому что многие участники обоих направлений (пользователи EdTech-платформ, ученики онлайн-школ, авторы и владельцы образовательных онлайн-проектов, клиенты), пользуясь инструментами и возможностями и первого, и второго, зачастую не видят между ними разницы и подменяют одно понятие другим.

В EdTech-проектах есть четкая методологическая база и твердая технологическая основа, что не так ярко представлено в инфобизнесе или нет вовсе. Образовательные технологии постоянно работают над повышением собственной эффективности и улучшают себя как инновационный продукт, ориентируясь на отзывы пользователей.

Инфобизнес предполагает создание и запуск проектов как от одного человека, так и от целой команды специалистов. Эти проекты реализуются в различных вариациях, чтобы закрывать потребности целевой аудитории, делиться собственными знаниями и опытом, контентом и получать за свою работу денежное вознаграждение.

Инфобиз-проекты нередко ассоциируются с брендом владельца, за которым может стоять работа его команды единомышленников. Но носителем опыта и информации является, как правило, бренд этого человека.

Инфобизнес – понятие более узкое, чем EdTech, оно является частью образовательных технологий. А инфопродукты создаются и живут благодаря методологии, технологиям и инструментам EdTech направления.

Оцените статью
EdTech
Добавить комментарий