LMS-платформа: что это такое?

LMS

LMS-платформы (или системы управления обучением) активно применяются сегодня в сфере онлайн-обучения. Они делают дистанционный образовательный процесс комфортным не только для преподавателей, но и для учеников. Каждая такая платформа имеет свой потенциал, который владельцу проекта необходимо изучить, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для своих целей. 

Не каждый человек знает, что это такое и как реализовано на практике, но если он имеет отношение к дистанционному обучению, то обязательно пользовался возможностями систем LMS. 

В статье разберем, как устроены такие платформы, чем полезны для всех участников онлайн-формата, приведем примеры и назовем преимущества.

Что такое LMS?

Аббревиатура LMS состоит из 3-х английских слов — Learning Management System и переводится как «система управления обучением». Это хранилище, куда загружаются материалы для дистанционных уроков (видео, слайды, изображения, интеллект-карты, задания, тесты и многое другое). Ученик получает доступ к этим материалам и может обучаться в любое удобное время и с любого устройства. И находиться территориально он может где-угодно.  

Автор/владелец образовательного проекта создает базу, куда добавляет контент для онлайн-занятий и качественного взаимодействия с учениками. Чем богаче эта база, тем большее доверие вызывает проект у учеников, повышается уровень учебной программы (Learning). 

Учебная деятельность ведется под контролем администратора. Он распределяет между учениками упражнения, задания, лекции, проверяет выполненные работы (Management) 

Функции электронной проверки позволяют автоматически проверять задания и отмечать, сколько времени у конкретного ученика ушло на изучение темы. Эта информация формируется в виде аналитической справки, чтобы администратор мог оценить степень знаний учащихся (System)

Среди российских пользователей также используется понятие «система дистанционного обучения» (сокращенно – СДО). 

В данных системах ученики получают необходимые знания и приобретают навыки быстро и в удобной для себя среде. Так как здесь многие руководители компаний обучают своих сотрудников, то для них, как для владельцев тоже есть плюсы – уменьшаются расходы на обучение специалистов, повышается уровень их квалификации, несложно контролировать этапы учебной деятельности. Для владельцев онлайн-проектов – хорошая возможность организовать обучение с учетом специфики своей тематики и получать стабильный заработок.

Если сравнивать школы и LMS-платформы, то при классическом образовании учебный процесс строится на том, что учитель рассказывает теорию, на следующем этапе полученные знания закрепляются, а потом проводятся проверочные работы (контрольные, тесты и т.д.), чтобы проверить, насколько знания были учащимися усвоены. В онлайн-формате все эти этапы тоже представлены, но в современном и технологичном виде.

Качественная система LMS значительно упрощает образовательный процесс и для учеников и для авторов онлайн-проектов. 

Пользователь может открыть компьютер/ноутбук или даже смартфон и изучать тему, например, находясь в метро, кафе, на отдыхе, и не только в России, но и за рубежом. 

Как только тема будет изучена и усвоена, пользователь должен пройти проверку – ответить на вопросы теста или дать расширенные ответы на вопросы. Таким образом, будет проверен уровень полученных знаний. Задание нужно выполнить успешно, чтобы можно было перейти к следующей теме.

В помощь владельцам проекта существует возможность подключить автоматизированные процессы и, тем самым, отслеживать успехи учащихся. Автор не должен из раза в раз повторять одну и ту же тему, просто необходимые материалы (контент) добавляются на платформу и создается урок. Ученики проходят тесты и другие проверочные задания самостоятельно, а автору потом нужно будет только обработать полученный результат, опираясь на статистику, которую предоставит система. 

На платформах LMS также можно изменять содержание уроков, править отдельные этапы, получать обратную связь от пользователей. 

История появления LMS-систем

Несмотря на всю современность LMS-платформ, зародились они очень давно – еще в XVIII веке и подразумевали обучение на расстоянии. Один ученый из США организовал заочные занятия по стенографии, печатая темы в газете. Прошел век, и этот механизм стал работать эффективнее, когда стало возможно получать обратную связь. Американец пересылал по почте тему и упражнения для проверки ученику, а тот изучал материал, выполнял задание и отправлял его ученому.

Системы управления обучением развивались, появлялись более современные технологии – возможность записывать аудио и видео. Тогда широкое распространение получили дистанционные занятия, записанные на аудио- и видеокассеты. Но значительный толчок LMS-платформы получили во время расцвета информационных технологий. 

Когда появились компьютеры, были разработаны локальные сети, при которых сообщались несколько подключенных компьютеров. Этот принцип стал прототипом современного интернета. А во время локальных сетей они применялись в учебных заведениях и помогали преподавателям автоматизировать учебную деятельность.

Новый виток в своем развитии СДО получили с появлением интернета. Всемирная паутина открыла обществу путь к большому объему информации. Стали появляться системы LMS, которые позволили организовать образовательный процесс в онлайне для множества пользователей и в одно время.

Какие существуют LMS-платформы

Глобально можно назвать 2 разновидности платформ:

  • LMS на сервере

Владелец загружает платформу на сервер и получает возможность открывать доступы к занятиям всем, кто подключен к этому серверу. Такой формат изначально был внедрен в образовательные учреждения и используется в них до сих пор. Предпочтение ему отдают также руководители больших компаний, которые хотят управлять всеми этапами обучения и обеспечить сохранность информации. 

  • LMS на облаке

Материалы добавляются на сервер системы LMS-платформы, и все участники могут ими пользоваться через интернет. Такой формат встречается в современном онлайн-образовании чаще всего. Его несложно освоить человеку, далекому от информационных технологий, он ориентирован на обычных пользователей. Данный вид повсеместно используется не только в онлайн-школах, но и в больших организациях для оптимизации образовательного процесса.  

Чек-лист при работе в LMS-системе

Работать на таких платформах комфортно и легко. Что называется – делай раз, делай два, делай три… Я же хочу назвать всего 5 этапов, которые проходит администратор/автор курса: 

  1. Создаем курс

Этот этап не вызовет сложностей, если у вас есть уже разработанная учебная программа и наглядные компоненты для загрузки. В противном случае необходимо самостоятельно разработать методику (темы, цели, содержание и т.д.) или обратиться за помощью к компетентному человеку, который специализируется на создании курсов. 

  1. Добавляем материалы и налаживаем работу системы

На этом шаге загружаем в систему учебные компоненты (ролики, слайды, картинки, анкеты, опросники и др.), создаем задания для проверки качества знаний, формируем занятия. Можно разработать дизайн личного кабинета, который, например, будет гармонично сочетаться с вашим логотипом. 

Вот, как выглядит этап добавления материалов к урокам на Ispring Online:

  1. Подключаем учеников к занятиям

Иными словами, нужно предоставить пользователям доступы к урокам. Активация профилей учащихся будет зависеть от задач, которые перед вами стоят. Если планируется обучение внутри компании, то работникам просто открываются доступы вами лично или уполномоченным администратором. Если образовательная деятельность организована в онлайне, и ученики должны оплатить свое подключение, то сначала нужно будет настроить сервис для приема платежей.  

А так выглядит предоставление материалов учащимся в Ispring Online:

  1. Контролируем учебный процесс

Чтобы показатели учебной деятельности не ухудшались, за ними нужно постоянно следить. В большинстве случаев системы управления обучением оснащены необходимым функционалом, который помогает контролировать деятельность учащихся, получать статистику (либо общую, либо индивидуальную). Для этого в профиле администратора есть специальный раздел, куда приходят аналитические отчеты. 

На примере Ispring Online статистика выглядит следующим образом:

  1. Повышаем эффективность

Если вам кажется, что курс слабоват и пользователи показывают недостаточно хорошие результаты, то можно отредактировать учебные материалы в процессе образования. Допустим, добавить немного интерактива при выполнении заданий, провести живые эфиры, награждать лучших учеников. Также можно подправить материалы, упростить трудные темы, актуализировать информацию. 

Также для оптимизации учебной деятельности можно руководствоваться обратной связью с учениками. На основании их вопросов улучшить некоторые моменты обучения. 

Преимущества платформ по управлению обучением

LMS-платформы имеют определенные достоинства, которые могут оценить авторы курсов и ученики. 

Гибкость обучения

Системы LMS функционируют 24/7 без перерывов и выходных, поэтому пользователи могут сами установить свой учебный график – удобное время, место, устройство (например, ноутбук или телефон). Ученикам нужен только выход в сеть и хорошая интернет-связь. Это не классическое обучение, когда нужно встречаться с учителем в строго установленное время в школе. 

Отсутствие лимитов по загрузке материалов

Преподаватель добавляет столько информации и материалов, сколько посчитает нужным. Место не ограничено, так как LMS имеют собственные сервера, где будет храниться все необходимое. Нет надобности использовать дополнительные ресурсы для хранения материалов и размещения занятий. 

В некоторых случаях ограничения могут быть установлены, и если они есть, то зависят от выбранного тарифа. Как правило, это ограничения по размеру файлового хранилища, а также количеству активных пользователей, все будет зависеть от конкретно выбранной  LMS.

Контроль показателей учеников

Чтобы проверить ученика в привычной системе образования, у учителя уходит много времени. На платформах же, благодаря возможности автоматизации, отслеживание результатов происходит очень быстро. Также здесь есть специальный функционал, который помогает контролировать усвоенные знания пользователей. 

Формирование аналитических сводок

Статистика – это мощный инструмент, который помогает владельцу увидеть слабые места своего онлайн-проекта и предпринять действия по улучшению нужных этапов. Необходимо всегда видеть и контролировать уровень подготовки учащихся, чтобы выдавать качественный образовательный продукт. 

Оперативная связь между участниками курса и руководителем

В процессе обучения у пользователей могут возникнуть вопросы, на которые автор должен вовремя среагировать и ответить. Данная мера помогает удержать аудиторию, повысить доверие к своему курсу, улучшить качество занятий. Также благодаря возможностям LMS-платформ участники могут общаться друг с другом. Коллективные чаты и индивидуальное общение с преподавателем возможно внутри системы, то есть не нужно пользоваться другими ресурсами.  

Оптимизация расходов на обучение

Занятия на LMS-платформах обходятся пользователям дешевле, если сравнивать с традиционной учебной деятельностью. Не нужно добираться в образовательное учреждения, тратя свое время и деньги на дорогу, билет и т.д. Руководители курсов, которые организовывают обучение на таких платформах тоже остаются в плюсе: они получают стабильный заработок, если говорить об онлайн-проекте. А кроме этого, можно найти хорошего преподавателя на «удаленке», договориться с ним о приемлемой зарплате, которая устроит обоих, то есть руководитель не имеет территориальной привязки, и ему не нужно искать преподавателя в своей местности.    

Максимально упрощенные настройки

Качественные системы LMS  предлагают интуитивно понятные интерфейсы, в которых разберется даже человек без технического образования. Создать и запустить свое первое занятие не вызовет никаких сложностей. В профиле владельца, что называется, на видном месте находятся все необходимые разделы и вкладки, которые помогают сформировать урок, наполнить его контентом, узнать статистику, управлять всеми этапами, контролировать успеваемость и многое другое. У владельца есть три пути: освоить возможности системы самостоятельно, обучить этой работе одного из своих специалистов и сделать его администратором курса или привлечь компетентного человека со стороны, который поможет наладить все процессы.  

Заключение

О том, как правильно выбрать LMS-систему, вы можете подробно прочитать в этой статье (ссылка).

В системах LMS собраны воедино современные компоненты дистанционного образования, которые руководитель курса или администратор смогут освоить и управлять ими без труда. Учебная деятельность с такими возможностями позволяет достичь высоких показателей проекта, перейти на ступень выше по качеству уроков, можно постоянно улучшать и дорабатывать сценарии обучения. 

LMS-платформы  — это не клуб для избранных, а хороший инструмент для тех, кому нужно обучать и обучаться. 

У некоторых владельцев онлайн-проектов не всегда есть время и желание самостоятельно настраивать платформу под свой образовательный продукт, поэтому они охотно обращаются к специалистам по настройке LMS – администраторам систем управления обучением. Кто это такие, какие функции выполняют, какими качествами должны обладать, читайте в этой статье (ссылка).

Преимущества для руководителей курсов: помимо уже приведенных выше плюсов назовем еще возможность управлять онлайн-проектом одному человеку – администратору ввиду несложной структуры, возможность аттестовать сотрудников внутри компании.

Пользователи по окончании обучения смогут получить сертификат, который поможет в дальнейшем трудоустройстве. 

Оцените статью
EdTech
Добавить комментарий