Перед авторами и владельцами онлайн-школ стоят важные вопросы: как эффективно выстроить образовательный процесс, какие принципы обучения использовать, как мотивировать и вовлекать взрослых учеников в учебный процесс, как правильно работать со взрослой аудиторией и какие приемы использовать…
На эти и другие вопросы помогает ответить такая наука, как андрагогика – она изучает особенности взаимодействия со взрослыми в ходе обучения, а также принципы, подходы, методику и преодоление трудностей во время образовательного процесса.
- Как и когда появилась андрагогика?
- В чем разница между андрагогикой и педагогикой?
- Факторы успешного обучения по М. Ноулзу
- Какую роль сыграл Ноулз в становлении современной андрагогики?
- Советы начинающим и опытным авторам и владельцам онлайн-проектов
- Каким должен быть ваш онлайн-курс, чтобы слушатели его выбрали?
- Как замотивировать взрослых учеников пройти курс до конца?
- Резюмируем
Как и когда появилась андрагогика?
Понятие «андрагогика» впервые использовал в своих научных исследованиях немецкий педагог Александр Капп в 1833 году, однако развитие оно получило не сразу. Родоначальником андрагогики как науки считается педагог из США Малкольм Ноулз, хотя эксперты до сих пор спорят на этот счет.
Свои взгляды и основные принципы обучения взрослых людей Ноулз изложил в своем научном труде «Взрослый ученик», который впервые был опубликован в 1973 году, после чего издавался в нескольких редакциях. Книга содержит описание популярных методик обучения и преподавания, а также исследования, которые легли в основу будущей науки андрагогики. Автор упоминает имя американского ученого Эдуарда Линдемана, который сыграл важную роль в теории образования и написал книгу «Значение образования взрослых».
Таким образом, понятие, основы и принципы андрагогики появились благодаря сразу нескольким ученым, которые внесли свой вклад в развитие этой науки.
В чем разница между андрагогикой и педагогикой?
Педагогика – это наука, направленная на воспитание и обучение учащихся в детском и юношеском возрасте. Большое значение здесь уделяется целостному формированию личности, поэтому именно воспитание ставится на первое место.
Проще говоря, в педагогике есть педагог (человек со специальными знаниями), который должен провести ребенка по образовательному маршруту. А в андрагогике за свое образование отвечает сам взрослый ученик, мы это поймем, если сделаем этимологический разбор слова: от греч. andros – «взрослый мужчина», «зрелый муж» и ago – «веду».
Факторы успешного обучения по М. Ноулзу
Ноулз говорит о ряде аспектов, без которых преподавание невозможно. Эти аспекты ученый рассматривает в сравнении с детскими особенностями:
Важность знаний
Ноулз считает, что у детей и взрослых разное отношение к знаниям. Дети воспринимают их как инструмент для выполнения заданий и получения хороших отметок. Они не заглядывают далеко в будущее, поэтому еще не понимают, для чего эти знания будут им нужны в дальнейшем.
Взрослому же ученику важно сначала разобраться, чем полезна эта дисциплина, и как полученные знания он сможет применить на практике.
Поэтому эксперт онлайн-проекта должен в первую очередь донести до взрослой аудитории, чем полезен данный курс и в чем его ценность. Это может быть перспектива получения интересной и востребованной профессии, получение стабильного источника заработка и т.д. Хороший преподаватель сможет создать такую атмосферу обучения, когда взрослые ученики ощущают необходимость тех знаний, которые он им может дать.
Самосознание и саморазвитие
Особенностью классического образования, по мнению Ноулза, является зависимость детей от учителя. Это объясняется спецификой обучения и отношением преподавателя к ученикам. Однако с возрастом дети становятся самостоятельнее и хотят проявлять свою независимость.
А взрослый человек понимает, что он полагается лишь на самого себя, и его жизнь зависит от принятых решений.
Такое отношение к себе формирует у взрослых людей потребность, чтобы окружающие тоже считались с их самостоятельностью. Парадокс заключается в том, что когда человеку снова необходимо пройти обучение в зрелом возрасте, он вспоминает традиционные уроки из детства и, как говорит Ноулз, садится поудобнее с подсознательным требованием «учите меня».
В этом кроется конфликт взрослого самосознания с воспоминаниями из детства. Зрелый человек ошибочно считает, что, как и раньше, от него ждут послушания, будут направлять по всем вопросам, хвалить и ставить хорошие оценки, или, наоборот, ругать за невыученные уроки. В результате человек не понимает, что ему нужно делать, испытывает негативные эмоции и отказывается от тренинга/курса.
Если следовать рекомендациям Ноулза, то наставник взрослой аудитории должен сначала развеять представление о том, что ученик зависим от преподавателя. Взамен нужно преподнести образ ученика, который самостоятельно делает выбор и полностью отвечает за свое решение.
Предыдущий опыт
В классическом образовании учителя не относятся к опыту учащихся как к стартовой точке для освоения материала. Упор делается на багаж знаний самого учителя и опыт авторов учебных и методических пособий. Поэтому работа в классе строится на уроках-лекциях, уроках-практикумах, чтении, на темах, которые выбрал учитель, а не ученики.
Подход к опыту учеников в андрагогике несколько иной. Взрослый человек уже прожил много лет и сформировал свое понимание к жизни, поэтому он может использовать свой опыт в принятии решений. Следует учитывать, что у разных людей и опыт будет отличаться друг от друга, поэтому учебная программа онлайн-курса должна помогать раскрывать индивидуальные качества.
Практика показывает, что наиболее эффективными методами являются коллективная работа, анализ жизненных примеров, поиск путей выхода из проблемных ситуаций. Преподаватель должен создать такую среду, чтобы ученик мог выразить собственное мнение.
Однако слишком богатый опыт может сыграть с человеком злую шутку: он приобретет ненужные предрассудки и нездоровые ментальные привычки. Наставнику нужно суметь показать ученику эти слабые места и помочь ему раскрыться по-новому. Для этого можно использовать следующие методики:
- Демонстрация ценностей. Люди отдают предпочтение разным аспектам своей жизни и распределяют их на свое усмотрение с учетом важности для себя (семья, работа, саморазвитие, досуг, хобби и др.). Затем они пытаются понять, соответствует ли их жизнь сформированным приоритетам, что они делают неправильно, как можно улучшить свою жизнь.
- Прорабатывание восприимчивости. Данная психологическая практика нацелена на создание позитивной динамики в коллективе и взаимного доверия. Суть в том, что участники группы взаимодействуют друг с другом в благоприятной атмосфере и обсуждают разные темы. Это помогает им раскрепоститься и общаться открыто. В конце происходит самоанализ своих поступков.
Готовность к обучению
Данный пункт перекликается с первым пунктом. По мнению Ноулза, дети охотнее воспринимают ту информацию, которая поможет им выполнить упражнения или контрольные работы и получить высокие оценки.
Взрослые относятся к обучению более практично и ищут для себя те знания, которые помогут им решать трудные задачи, с которыми они сталкиваются в реальности.
Преподаватель, работающий со взрослой аудиторией, должен выстроить учебный процесс таким образом, чтобы повысить мотивацию людей: дать им задачи, соответствующие их опыту и знаниям. Это так называемые задачи на развитие, которые в англоязычной психологии и педагогике получили название developmental tasks. Ноулз считает, что обучение должно помочь взрослому понять сложность и неоднозначность окружающего мира и сформировать диалектику мышления.
Фокус образования
Традиционное образование нацелено на изучение каждой дисциплины отдельно, например, английский язык, история или география. И дети не воспринимают обучение как единый процесс и целостное формирование мировосприятия. Для них каждый предмет ассоциируется с отдельными знаниями.
Андрагогика предполагает, что полученные знания ученик будет использовать для преодоления реальных жизненных трудностей. Когда теоретические знания преподносятся во взаимосвязи с жизненными примерами, тогда материал усваивается проще и быстрее. Поэтому преподаватель должен погружать некоторые темы в контекст современных реалий.
Для подтверждения важности контекста Ноулз описывал исторический факт. Образование в Америке было направлено на устранение неграмотности взрослого населения, для этого устраивались уроки математики, чтения и письма. Но ученики не могли пройти весь курс, так как не были достаточным образом замотивированы.
Ученые стали анализировать, где была допущена ошибка, и пришли к пониманию, что для чтения и письма использовались слова, которые люди не употребляли в современной жизни. А математические задачки были далеки от ситуаций, с которыми взрослые сталкивались, например, в магазинах или банках.
Разработчики скорректировали учебные программы, приблизив их к реальной жизни и показатели учеников возросли.
Мотивация
Обучением детей и подростков движет внешняя мотивация, то есть они ориентируются на похвалу или неодобрение преподавателя, давление родителей.
На обучение взрослых тоже влияют внешние факторы – желание карьерного роста, увеличение дохода, приобретение стабильности. Но все-таки, считает Ноулз, внутренние аспекты играют большую роль. Зрелые люди на первое место могут поставить удовлетворение от работы и самоуважение, нежели высокая зарплата.
Для доказательства своей позиции Ноулз опирается на исследование канадского педагога Аллена Тафа 70-х гг. ХХ века. Его смысл в том, что зрелый человек изначально подготовлен к учебному процессу, он замотивирован и имеет сформированные способности к саморазвитию. Но зачастую проблемой становится нехватка средств и возможностей для включения в образовательный процесс, а также программы, которые не соответствуют запросам и ожиданиям взрослого ученика.
Таким образом, зрелые ученики приходят на курс уже с мотивацией, а наставник должен аккуратно устранить препятствия, которые могут подорвать желание учиться.
Какую роль сыграл Ноулз в становлении современной андрагогики?
К сегодняшнему дню образование, безусловно, трансформировалось в новую систему, но в его основе остались базовые принципы и теории, предложенные Ноулзом. В течение всей жизни ученый возвращался к исследованиям в области обучения, обновлял книгу «Взрослый ученик» и публиковал новые труды.
Другие педагоги использовали в своих научных работах идеи, которые разработал Ноулз. Так, Джек Мезиров рассматривал обучение зрелых людей через критическую теорию, а физиологические и психологические критерии рассматривали Адам и Джордж Эйкер. Преподаватели, работающие со взрослой аудиторией могут воспользоваться тестом Джоном Хеншке для повышения качества своей деятельности.
Труды Ноулза актуальны и по сей день: его книги до сих пор выпускаются в новых изданиях для опытных андрагогов и начинающих онлайн-преподавателей.
Советы начинающим и опытным авторам и владельцам онлайн-проектов
В андрагогике можно найти ответы по созданию успешных учебных программ для обучения взрослых. Фундаментальные принципы науки помогают авторам онлайн-проектам разрабатывать эффективные курсы для зрелой аудитории:
Ученики должны сами контролировать свое обучение
Зрелые люди способны сами принимать решения и нести за них ответственность, поэтому задача преподавателя – дать им такую возможность в ходе учебного курса. Ученику нужно предложить несколько моделей образования, чтобы он самостоятельно мог остановиться на оптимальном для себя решении. Учебная программа должна быть гибкой и соответствовать запросам каждого участника.
Преподаватель должен выстраивать равное общение со слушателями, а не превозносить себя, потому что это может отпугнуть аудиторию. Подавайте материал легко и ненавязчиво, с желанием отвечайте на вопросы.
Процесс обучения должен быть нацелен на практику
Зрелым ученикам важно, чтобы полученные знания они могли как можно быстрее применить на практике. Поэтому зачастую преподаватель может столкнуться с негативом людей, если будет увлечен теорией, а не конкретикой. Слушатели хотят приобрести или улучшить навыки для применения их в жизни и получения ощутимых результатов. Содержание курса должно быть полезным и легко применяться в реальности.
Логичное и последовательное изложение материала
В классическом образовании дети не столь требовательны к программе, нежели взрослая аудитория. Опытные ученики воспринимают материал критично и многие аспекты подвергают сомнениям. Преподаватель должен быть готов постоянно отвечать на вопросы «почему именно так?» и заранее закрывать многие вопросы слушателей.
Опора на опыт аудитории
Задача преподавателя – понять опыт своих учеников и использовать его в представлении новых концепций. Взрослые воспринимают материал с учетом имеющегося у них багажа знаний. И если курс находит отклик в их мировосприятии, то они с большим доверием будут относиться к учебной программе. В идеале для автора курса собрать аудиторию с похожим жизненным опытом.
Гибкость образовательного процесса
Взрослый человек живет насыщенной жизнью: ему нужно уделять внимание семье, детям, работать, встречаться с друзьями и коллегами, поэтому зачастую ему тяжело вписать в свой график еще и обучение.
Преподаватель должен серьезно отнестись к системе занятий, чтобы они удачно вписывались в день учащихся и помогали ему проходить обучение комфортно. В противном случае вы потратите время на слушателя, который сойдет с дистанции и не осилит курс до конца.
Качество учебного продукта
Зрелая аудитория будет возлагать на вашу программу высокие надежды, а вы должны будете их в этом не разочаровать. Для них не настолько важен документ об окончании, как приобретение полезных навыков, которые можно применить в жизни. Они ищут курс, который был бы им по карману и отвечал их ожиданиям. Автор должен предложить курс, обладающий всеми этими критериями, и тогда вовлеченность аудитории будет максимальной.
Каким должен быть ваш онлайн-курс, чтобы слушатели его выбрали?
Создать учебную программу, которая подойдет широкой аудитории – дело не простое. Советую придерживаться следующих критериев.
- Программа обучения должна заинтересовать вашего потенциального ученика.
- Предлагайте темы, которые помогут взрослым решать их жизненные задачи.
- Регулярно дополняйте перечень тем с учетом современных реалий.
- Предлагайте разные форматы обучения (live-трансляции, голосовые эфиры в Телеграм, вебинары, уроки в записи и т.д.).
- Продумайте частоту занятий, которая подойдет вашей аудитории (1-2 раза в неделю или же каждый день с понедельника по пятницу).
- Используйте различные приемы для мотивации пройти курс до конца (акции, бонусы, скидки, практические материалы).
Этот чек-лист поможет вам создать эффективную программу обучения для онлайн-проекта и онлайн-школы в частности.
Как замотивировать взрослых учеников пройти курс до конца?
На протяжении всей статьи мы говорили о важности мотивации слушателей, которая помогает им полностью пройти курс, а вам получить широкую аудиторию и увеличить конверсию. Вот несколько советов по мотивации учащихся:
Формируйте образовательную атмосферу, а не отдельный курс
Взрослые, как и дети, проявляют любознательность к интересному курсу. Поэтому используйте в образовательном процессе сопутствующие материалы, проводите видеоуроки, устраивайте подкасты, давайте бесплатные чек-листы, интеллект-карты, методические пособия, образцы документов, различные шаблоны и др.
Такая среда будет вдохновлять ваших учеников на обучение и более глубокое прорабатывание тем.
Используйте на занятиях юмор
Иногда полезно разрядить обстановку на уроке хорошей шуткой. Ученики будут относиться к вам более дружелюбно и хотеть дослушать урок до конца. Однако не увлекайтесь слишком частыми отступлениями, чтобы не превратить занятие в балаган.
Дробите большие темы
Создавая учебную программу, разделите слишком большой материал на несколько блоков поменьше, чтобы его удобнее было запоминать.
Интригуйте аудиторию
Не выкладывайте все козыри в самом начале курса. Максимально подробно раскройте свою концепцию и суть обучения, но припасите несколько приятных сюрпризов на финал. Это как в художественной литературе – никто не будет читать книгу, зная ее концовку.
Дайте простор учащимся
У каждого ученика есть свои причины и обстоятельства, которые привели его к вам в проект. Узнайте, какова цель каждого ученика, и соответствуйте ей. Пусть люди самостоятельно прорабатывают свои цели, это еще больше их замотивирует.
Подскажите, как использовать полученные знания в жизни
Расскажите, какую пользу дают знания, полученные у вас на курсе, в практической жизни. Помните, что андрагогика строится на взаимосвязи обучения с практикой. Станьте для своих учеников проводником между знаниями и их повседневностью.
Создайте паблик в социальных сетях или группу по интересам в мессенджерах
В сообществах и группах люди с удовольствием обмениваются опытом и знаниями. Новички на курсе могут задать вопросы и получить ответ от вас или старших товарищей. А опытные участники, отвечая на вопросы, смогут повторить свои знания и укрепить компетенции.
Это может быть закрытый чат для участников клуба в ВК или группа по интересам в Телеграм.
Резюмируем
Итак, мы рассмотрели, что такое андрагогика, какие принципы лежат в ее основе, как использовать в современном онлайн-обучении, а также в чем ее отличие от педагогики.
во-первых, взрослым нужно позволять участвовать в собственном обучении и контролировать весь процесс;
во-вторых, онлайн-обучение не может проводиться без связи с практикой;
в-третьих, взрослые хотят сразу применять полученные знания в работе или личной жизни;
в-четвертых, учебная программа должна быть нацелена на решение проблем, а не на выдачу одних лишь теоретических знаний.
Проводите диагностику своей потенциальной целевой аудитории, чтобы вывить их опыт и составить учебную программу, отвечающую запросам и требованиям будущих учеников.